В Архангельской области прошел ежегодный чемпионат России «Лесоруб XXI века». Участники соревновались в погрузке, укладке бревен, ювелирном управлении экскаватором и многих других дисциплинах. В рамках события состоялась демонстрация новинок специальной техники, используемой в лесозаготовках.

Краснодар-Скан

Scania для лесозаготовок на чемпионате «Лесоруб XXI века»

Богатый лесными ресурсами регион ежегодно привлекает внимание профессионалов и любителей из разных областей деятельности, но безусловно имеющих отношение и к деревообрабатывающей промышленности. Так, в дополнение к основной программе, в рамках «Лесоруба XXI века» эксперты Всемирного фонда дикой природы (WWF) провели мастер-класс по рубкам ухода в молодняках по новому подходу, применение которого позволит сократить сроки выращивания леса и улучшить его породный состав. «С каждым годом программа чемпионата становится шире и насыщеннее. Радует, что в программу такого заметного и важного в лесной отрасли мероприятия включены вопросы устойчивого лесопользования, развития интенсивного лесного хозяйства. Мы, в свою очередь, готовы делиться опытом и наработками в этой сфере», — отметил руководитель архангельского подразделения Баренц-отделения WWF России Андрей Щеголев. Свою любовь к природе участники и организаторы чемпионата подкрепили саженцами сосны в количестве 12 400 штук — их высадили на территории в 6 га. Руководитель Федерального агентства лесного хозяйства Иван Валентик поблагодарил всех участников за высадку: «Скоро здесь вырастет замечательный бор. Мы с вами сделали важное дело, за которое потом нас отблагодарят дети».

Для сложных условий эксплуатации разработан специальный пакет XT.

Увеличение интереса к мероприятию подтверждается количеством участников. В этот раз за призовые места боролась 51 команда (42 в 2017 году) и столько же индивидуальных профессиональных спортсменов. А бороться было за что: чемпионы года в номинациях «Лучший машинист харвестера», «Лучший машинист форвардера», «Лучший оператор гидроманипулятора» награждались медалями, грамотами и легковыми автомобилями. За вторые места призами были квадроциклы, за третьи — снегоходы. Во внекомандных соревнованиях на лесных погрузчиках победитель также награждался легковым автомобилем. Итог соревнования таков. Среди операторов гидроманипуляторов сильнейшим стал Владимир Медведев (команда ГК УЛК 3; 1808 баллов). Лучшим машинистом форвардера признан Александр Соловьев (группа «Илим», 1126 баллов). В категории «Харвестеры» не было равных Андрею Хрущеву (ГК УЛК 4; 1045 баллов).

Статус блокировок отображается на экране бортового компьютера.

Верхняя часть карты двери изобилует элементами управления.

На специальной технике предпочтительнее механические коробки передач, у Scania это GRS905.

Для проведения столь значимого в регионе мероприятия представительствами зарубежных производителей, дилерами и компаниями-лесозаготовителями была предоставлена различная техника. 

На чемпионат выделили обновленную серию техники с кабинами XT (специального строительного сегмента) и не только. Мощный стальной бампер в двух вариантах длин — основное отличие этой серии. Менее выступающий (на 40 мм) именуется P40, более выдающийся вперед — Р150 c буксирным пальцем, рассчитанным на нагрузку более 40 тонн (у Volvo FMX — это 32 тонны). Кроме бампера, в пакет XT входят решетки на фарах, защитные кожухи зеркал заднего вида, дополнительные подножки и ступеньки. В аналогичном обвесе было и шасси Scania G500B6x6HZ с лесовозной надстройкой Alucar и КМУ Epsilon M100L97 — эта машина использовалась для конкурса операторов гидроманипуляторов-сортиментовозов. На отдельной площадке на обозрение гостям и участникам были установлены магистральные седельные тягачи Scania S500 A4x2NA и G440 A6x4SA. Здесь сама реальность бросает вызов человеку и технике, и Scania ответила на этот вызов новой линейкой техники для лесозаготовителей. На ее основе мы создаем готовые решения для бизнеса и помогаем предприятиям повышать рентабельность в жестких условиях рынка. Каждая программа индивидуально настраивается под нужды заказчика. В частности, мы организуем для клиентов мобильные СТО прямо на рабочих площадках, чтобы избежать даже минимальных простоев техники и вынужденных финансовых потерь.

Подвеска кабин с индексом XT хоть и пружинная, но не менее комфортная, чем пневматическая.

Нейтрализа­ция вредных выбросов осу­ществляется системой SCR.

В дополнение Scania организовала тест-драйв своего модельного ряда новой техники специального назначения, а именно седельного тягача G500 A6x6EH с полуприцепом от «Meusburger Новтрак», лесовоза G500 B6x6HZ с надстройкой Alucar и краном Kesla и самосвала P440 B6x6HZ с надстройкой Wielton. Тестовый маршрут хоть и был не протяженным, но имел серьезные подъемы и спуски и проходил по грунтовой дороге, схожей по качеству с лесозаготовительными путями и карьерами. Жаркий день с палящим солнцем нисколько не мешал находящимся за рулем тестовых машин с индексом XT на кабинах: система климат-контроля быстро сбрасывала температуру в кабине до комфортных 19 °С. А удобно расположиться за рулем позволяли многочисленные регулировки кресла с пневмоподвеской и рулевой колонки. Пространство за сиденьями водителя и пассажиров практично обустроено удобными закрывающимися нишами для вещей, а вздремнуть в Scania можно на откидной полке. В борьбе за лучшую эргономику в новых кабинах конструкторы сместили рабочее место водителя вперед и левее, а панель приборов чуть опустили вниз.

Передний мост AMD600TZP рассчитан на нагрузку 9 тонн.

Задняя тележка полноприводных версий выдерживает суммарную нагрузку в 30 тонн.

На седельном тягаче с колесной формулой 6х4 был установлен двигатель DC13 153 — рядный, 6‑цилиндровый, мощностью 440 л. с. и максимальным крутящим моментом 2300 Нм в диапазоне 1000–1300 мин-1. На полноприводной технике был установлен силовой агрегат DC13 146 мощностью 500 л. с. Обе версии пятого экологического класса, их топливная аппаратура — насос-форсунки, укомплектованные индивидуальными насосами высокого давления PDE. Они обеспечивают необходимое давление в нужный момент, и в каждом цилиндре давление контролируется индивидуально. Потому нет необходимости в централизации насоса высокого давления и сложной системе трубок для подачи топлива. Как и у рядных двигателей Scania стандарта Евро-6, процесс нейтрализации отработавших газов обходится без системы рециркуляции EGR, применяется только система каталитической нейтрализации SCR с восстановителем AdBlue. Эта система с индексом ЕЕС3 принципиально новая, единая для машин нового поколения пятого и шестого экологических классов, главное ее отличие в том, что теперь форсунка распыляет реагент AdBlue под высоким давлением без предварительного подмешивания воздуха. Учитывая особые условия эксплуатации техники XT, воздухоочиститель двигателя здесь необычный, с тремя ступенями фильтрации. Конструкция воздухозаборника противостоит крупным частицам, далее в одном корпусе два бумажных фильтрующих элемента.

В версиях с колесной формулой 6х6 используются задние мосты AD501TZP с разнесенным редуктором.

 

Для контроля давления в шинах предусмотрены датчики.

На специальной технике предпочтительнее механические коробки передач, у Scania это модель GRS905. 12‑ступенчатая КП с пониженной передачей работает на три хода рычага: первая (четвертая) передача включается ходом назад, вторая (пятая) вправо и вперед, третья (шестая) вправо и назад. Короткий маршрут теста разогнаться не позволил, но успеть оценить работу КП времени хватило. Алгоритм и четкость включения передач не вызывали вопросов, порой рука тянулась к рычагу без какой-либо на то необходимости, в надежде разогнать машину. Но, увы, участок, выбранный для теста, выше третьей передачи подняться не дал. Именно для таких сложных дорожных обстановок в трансмиссии присутствовал полный набор блокировок: межосевая и межколесные. Благодаря им и тягач с полуприцепом, и самосвал, и лесовоз медленно, но верно ползли по ухабистой дороге. Управление блокировками — поворотными переключателями справа от водителя. Убедиться в их текущем статусе можно на экране компьютера (установленном в комбинации приборов), выбрав специальный раздел. Все мосты Scania традиционно собственного производства. Передняя ось тягача 6х4 модели АМ600Т рассчитана на нагрузку в 9 тонн, задние мосты AD500TZP — 13‑тонные, с колесными редукторами, где передаточное число главной пары 4,38. В версиях с колесной формулой 6х6 задняя тележка схожей конструкции, но модель мостов иная (AD501TZP), каждый из них выдерживает нагрузку в 15 тонн. Под увеличенную грузоподъемность передаточное число главной пары подняли до 4,93. Все подвески у специальной техники Scania на параболических рессорах. Спереди и сзади предусмотрены стабилизаторы поперечной устойчивости. Колесные тормозные механизмы на всех осях барабанного типа, с электронным управлением приводом, то есть с EBS7.

Рабочая жидкость нуждается в интенсивном охлаждении.

Раскачку кабины гасят специальные демпферы.