Продажа, Обслуживание, Ремонт

Испытание новинок внедорожных грузовых автомобилей Scania

Мансуровское карьероуправление в Истринском районе Московской области стало местом тест-драйва грузовиков Scania для горнодобывающей, строительной, нефтегазовой и лесной отраслей. Несколько моделей были представлены широкой публике впервые.

В центр программы был включен тест-драйв тяжелых грузовиков, адаптированных к эксплуатации в сложных условиях бездорожья, низких температур, повышенных нагрузок и интенсивных рейсов. В фокусе внимания гостей прежде всего оказались самосвалы Scania Hagen XL (6х4) повышенной грузоподъемности для перевозки скальных пород с кабиной CG17L, межосевым расстоянием 4950 мм, 25‑кубовым кузовом KH-Kipper и Scania P440B8x4HZ для строительных работ с кабиной CP17L, колесной базой 4750 мм, кузовом Wielton объемом 20 м3. Оба оборудованы надежной и проверенной 12‑ступенчатой роботизированной КП Scania Opticruise.

Полноприводная Scania P440B6X6HZ c 16‑кубовой самосвальной платформой KH-Kipper.

Предусмотрен простой и удобный интерфейс включения блокировок в движении с индикацией на приборной панели.

Не меньше внимания досталось другим «строителям», только в полноприводном исполнении. Один из них — трехосная Scania P440B6x6HZ с кабиной CP17L, колесной базой 3650 мм и 16‑кубовым кузовом KH-Kipper с задней разгрузкой. Покорителем бездорожья является и четырехосная Scania P440B8x8HZ с кабиной CP17L, колесной базой 4750 мм и усиленной 20‑кубовой самосвальной платформой БЦМ-273 «Формат» машзавода «Бецема». Как и другие участники тест-драйва, эти автомобили оснащены дизельными двигателями Евро-5 мощностью 440 л. с., гидравликой Hyva Alpha, внедорожными шинами Michelin.

Полноприводной самосвал Scania P440B8X8HZ для работы в условиях бездорожья с 20‑кубовой надстройкой БЦМ-273 «Формат»

Интерес профессионалов вызвал и трехосный лесовоз с кабиной CG20N, межосевым расстоянием 4550 мм и со всеми ведущими колесами Scania G500B6x6HZ. Он оснащен 13‑литровым дизелем Евро-5 мощностью 500 л. с., развивающим максимальный крутящий момент 2550 Нм. Кузовная надстройка изготовлена компанией ВКР, а для работы с лесом-кругляком смонтирована крано-манипуляторная установка Epsilon M100L97 с вылетом стрелы 9,7 м и грузовым моментом 92 кНм. Назначение грузовика — транспортировка шестиметрового сортимента по лесным и грунтовым дорогам.

Полноприводной лесовоз Scania G500B6x6HZ. Кузовная надстройка изготовлена компанией ВКР, а для работы с лесом-кругляком смонтирована КМУ Epsilon M100L97 грузовым моментом 92 кНм

Scania P440B8x4HZ для строительных работ с кабиной CP17L, колесной базой 4750 мм, кузовом Wielton объемом 20 м3

Под кабиной Scania P440B8X8HZ 13‑литровый двигатель Scania DC13 с системой впрыска топлива PDE

Из девяти машин с эмблемой в виде грифона шесть были подготовлены к движению по песчаному карьеру и три экспонировались статично.

Метан и Уголь

Яркая новинка сезона-2021 и гвоздь программы тестирования — первый в России углевоз Scania Odin S CNG (8х4) с колесной базой 4150 мм и кузовом геометрическим объемом (без шапки) 38 м3. Под его кабиной CG14L с местом для отдыха установлен 13‑литровый газовый двигатель Евро-6 мощностью 410 л. с. и крутящим моментом до 2000 Нм. В силовую линию включена 12‑ступенчатая роботизированная КП Scania Opticruise. Природный газ хранится в стальных баллонах: две кассеты с четырьмя баллонами объемом по 118 л каждый расположены с левой и правой стороны.

Первый и пока единственный экземпляр метанового углевоза Scania Odin S CNG

О новинке рассказала Наталья Мусатова, руководитель направления «Самосвальная техника» машиностроительного завода «Бецема». Идея постройки углевоза исходила от компании «Скания-Русь». Специалисты завода взялись за его разработку в конце прошлого года.

Учитывая повышенную температуру выхлопа, предусмотрено ступенчатое открытие заслонки отработавших газов

«Бецема» спроектировала кузов по предоставленным исходным данным. В основу легли чертеж и спецификация шасси Scania ХТ. Было предложено несколько вариантов, из которых импортеры выбрали тот, который устраивал всех. Автомобиль получил 25‑кубовую самосвальную платформу для перевозки угля плотностью 0,8–0,9 т/м3. Конструкция кузова абсолютно новая, для завода нестандартная, при которой передняя стенка выполнена наклонной, а задняя — прямой. Такое решение продиктовано наличием на раме газобалонного оборудования и оптимальной развесовкой по осям.

Еще одна особенность связана с подогревом кузова. Поскольку выхлоп у газового мотора очень горячий (+130 ˚С в сравнении с дизелем Евро-5), выхлопная система углевоза выполнена нестандартно. Во-первых, увеличена площадь входа отработавших газов в кузов — чтобы при поступлении в выхлопной короб газы не концентрировались, а плавно расходились, и температура быстро снижалась. Во-вторых, ради безопасности сделана нестандартная система регулировки газового потока. Если в обычном положении имеются только два варианта прохода газов (в кузов или сразу на улицу), то для этой модели предусмотрено ступенчатое открытие заслонки. Это позволило делить горячий поток по направлениям в кузов и на улицу в объеме 25, 50, 75 и 100 %.

Наконец, в-третьих, детали выпускной системы изготовлены из жаропрочной нержавеющей стали, а для окраски кузова использована жаростойкая эмаль. Толщина стенок достигает 6 мм, а основания — 8 мм, как и у аналогичной серийной продукции «Бецемы».

Следует отметить, что на самосвале Scania Odin S CNG установлена интеллектуальная система взвешивания и контроля угла разгрузки Hyva Smart. Она совместима как со старым, так и с новым поколением гидравлики высокого давления Hyva Alpha, построена на платформе Android и поддерживает метрическую систему на русском языке.

Интеллектуальная система взвешивания и контроля угла разгрузки Hyva Smart. Она совместима как со старым, так и с новым поколением гидравлики высокого давления Hyva Alpha

Широкий функционал Hyva Smart полезен и для водителя, и для владельца бизнеса в прямом смысле слова днем и ночью, в режиме 24/7. Например, сидящему за рулем система выдает сигнал, предупреждающий о превышении угла боковой нагрузки или перегрузке. На экране отображается индикация полезной нагрузки, пустого кузова и реальной загрузки. Электроника хранит статистику по перевезенному грузу и количеству циклов погрузки-разгрузки за день и за все время. Hyva Smart выдает сведения о необходимости обслуживания гидросистемы, включая замену масла, фильтров, профилактику кронштейнов и смазку масленок.

С помощью Hyva Smart владелец бизнеса всегда имеет под рукой историю движения самосвалов компании и данные по перевезенному углю в тоннах и местам разгрузки. Информация позволяет сравнивать работу нескольких самосвалов и оптимизировать их работу по фактической загрузке.

Дождь, Карьер и Перевозка

Предыдущий тест-драйв Scania в Мансуровском карьероуправлении (МКУ) состоялся в 2008 году, и то не в карьере, а в промзоне. В 2021‑м автомобили пустили на технологическую дорогу, порядком разбитую большегрузами из-за дождей, не прекращавшихся в течение трех дней. Вообще, МКУ работает с российским офисом Scania с 2004 года, когда были куплены первые самосвалы. У некоторых экземпляров той поры пробег уже достиг 2,3 млн км, и они до сих пор на ходу! Вот что значит бережно эксплуатировать технику, своевременно проводить техобслуживание и не экономить на ремонте.

Самосвалы Scania Hagen XL (6х4) повышенной грузоподъемности для перевозки скальных пород

Специализация этого карьера — производство и продажа нерудных строительных материалов: песка, щебня, ФБС, сухих смесей М-150, М-200, М-300. В этом же списке выпуск и сбыт мелкоразмерных блоков, фундаментных и стеновых блоков, элементов благоустройства в виде брусчатки и дорожных бордюров. Два года назад МКУ решило перейти на технологические перевозки и для всех купленных самосвалов Scania заключило сервисные контракты. С тех пор пробег по карьерным дорогам у каждого автомобиля превысил 225 000 км! Задача нынешнего тест-драйва оказалась проще: проехать по карьеру всего несколько кругов и оценить возможности Scania.

Scania оснащает свою газомоторную технику только стальными баллонами

Понятна, как таблица умножения, формула эффективности бизнеса. Для максимальной отдачи от приобретенной техники важно знать все до мельчайших подробностей о продуктах и сервисах Scania и ее деловых партнеров. Тут и спецификация автомобильного шасси под условия эксплуатации, и кузовная надстройка под характер и объемы перевозимого груза, и конкретные модели шин под дороги и расстояния. Важны и другие компоненты, включая гидрооборудование, аккумуляторные батареи и прочее, не говоря уже о программе финансирования, сервисном контракте и других продуктах. Только все это, вместе взятое, способно минимизировать затраты владельца и принести ему максимальную прибыль.

День тест-драйва выдался дождливым, что внесло коррективы в подготовку карьерной дороги и техники. Загрузка тестовых машин оказалась неполной, а чуть более половины или на 2/3 от максимальной грузоподъемности. Объяснение простое: от затяжных ливней в лесовозе намокла древесина, а в самосвалах — песок. На одном из тестовых вариантов 20 тонн сухого песка после «водных процедур» превратились в 30 тонн, и с такой реальностью нужно считаться. К тому же никто не хотел разбивать грунтовые дороги карьера. И хотя ежедневно их ровнял грейдер, все равно появились волны, ямки и прочие неровности.

За счет массивного протекторного рисунка шины Michelin X Works XD уверенно чувствуют себя в условиях бездорожья

В каждом автомобиле Scania находился инструктор, который подсказывал оптимальные режимы движения на разных участках и следил за действиями водителя. Массу полезной информации устами менеджеров по продукту озвучили деловые партнеры Scania. В их числе: Дмитрий Косаревский от KH-Kipper, Михаил Кругликов от машиностроительного завода «Бецема», Глеб Иванов и Юрий Антипов от Michelin, Георгий Чумарин от Hyva.

Ну, что сказать: Scania не только на асфальте, но и на грунте остается автомобилем премиального бренда! Кабина каждого тестового грузового автомобиля являет собой разумную достаточность в плане комфорта на рабочем месте и в зоне отдыха. За рулем никаких компромиссов по отношению к магистральным Scania вы не обнаружите: все та же выверенная эргономика, безупречная шумоизоляция, превосходный обзор. В распоряжении водителя кресло на пневмоподвеске, современная информационно-развлекательная система с ЖК-экраном на 7 дюймов, спутниковая навигация и радиоприемник. Груженые машины идут мягко, передачи переключаются без рывков, мотор справляется с нагрузкой даже на крутых подъемах при движении с черепашьей скоростью. Шины цепко поддерживают связь с дорогой в пятне контакта, обеспечивают стабильную курсовую устойчивость на прямых участках и не рыскают в поворотах. Что и говорить: есть за что любить скандинавскую технику!

День тест-драйва выдался дождливым, что внесло коррективы в подготовку карьерной дороги и техники

Открытые данные

Несколько цифр для понимания роли Scania в транспортной отрасли РФ. В 2020 году на территории России Scania реализовала 754 самосвала и 172 лесовоза. Это больше, чем у любого другого представителя Большой европейской семерки (EU7), не говоря уже об импортерах японских, корейских и китайских грузовиков.

В нескольких сегментах коммерческого автотранспорта доля продаж новых грузовиков Scania превышает 35 % — вот такая популярность машин с эмблемой грифона на территории РФ! При этом ставка делается уже не на дизельные грузовики, а на автомобили, работающие на альтернативных видах топлива (в основном на сжатом природном газе). Только с начала 2021 года по май включительно в России продано свыше 400 ед. таких Scania с иголочки. Для сравнения: за весь 2018 год газовых «Сканий» продано вдвое меньше. Отечественный рынок готов рассматривать новые предложения, так что рост спроса на метановые грузовики неизбежен.

Божественный ODIN

Один в германо-скандинавской мифологии — верховный бог, воин и мудрец, отец богов и людей, ведун и провидец. Именно его именем в 2019 году назвали серию углевозов на шасси Scania ODIN XT с кабинами трех размеров M, L, XL и кузовами KH-Kipper, Wielton (Польша), «Бецема». Начиная с 2018 года, когда автомобили Odin появились в продаже вместе с моделью скальников Hagen (с этим именем самосвалы реализуют с 2019 года), в России их продано около 1000 единиц. И если сегмент Construction (строительство) больше всех обеспечивает заказами ЦФО (в частности, для прокладки платной трассы М12 «Москва — Казань»), то Mining (добыча полезных ископаемых) раскупает Южный Урал.

Углевозы идут с рамой с двойным лонжероном со вставкой на всю длину, а не частями в местах наибольших нагрузок. Толщина основного лонжерона составляет 9 мм, вспомогательного — чуть меньше, 8,5 мм, а в совокупности — 17,5 мм. Scania Odin для перевозки угля поступает на рынок с кузовами объемом до 28 м3. Усиление заметно в деталях подвески. Спереди стоят по пять листовых параболических рессор вместо четырех трапециевидных на скальных самосвалах. Ширина задних рессор углевоза составляет 100 мм — на 10 мм больше, чем у обычных версий. Трансмиссия углевоза рассчитана на движение со скоростью до 50 км/ч, но перевозчики технику берегут и редко превышают 40 км/ч. В силовой линии Scania Odin используется роботизированная коробка Scania Opticruise, а передаточное число главной передачи не превышает 6,43 (у скальников — до 7,63).

Вклад партнеров по бизнесу

Лучшие технические решения Scania, подобно конструктору, собраны из отдельных составных частей. Так, на тест-драйве в Мансуровском карьероуправлении шведские машины были обуты в шины Michelin для грузовых карьерных и внедорожных самосвалов. Пользуясь случаем, компания «Мишлен» представила участникам мероприятия бескамерную шину 325/95R24 Michelin X Force ZH, предназначенную для грузовых самосвалов повышенной грузоподъемности с преимущественной эксплуатацией в карьерах и горнодобывающих предприятиях для вывоза породы по технологическим дорогам. Новинка пришла на смену шине 12.00 R24 Michelin XDL, которая устанавливается в стандартной комплектации карьерных грузовых самосвалов Scania Odin и Hagen. Основной особенностью шины Michelin X Force ZH является повышенный индекс грузоподъемности 167/164, который позволяет работать с нагрузкой 5,45 т в одинарной и 5,0 т в сдвоенной ошиновке на скорости 80 км/ч.

Новая бескамерная шина 325/95R24 Michelin X Force ZH пришла на смену шине 12.00 R24 Michelin XDL, которая устанавливается в стандартной комплектации карьерных грузовых самосвалов Scania Odin и Hagen

Никак не обойтись сегодня без гидравлики Hyva. Эта компания была образована в Голландии в 1979 году. В России она представлена с 2003 года и располагает центральным складом площадью свыше 1000 м2 в Подольске Московской области. В ее активе региональные склады, собственная сервисная станция, учебный центр и более 60 авторизованных сервисных центров. Кроме Scania, гидравлику Hyva ставят на серийные самосвалы MAN, Mercedes-Benz, Iveco, Renault Trucks, Volvo Trucks, МАЗ и КАМАЗ. В России она устанавливается также на самосвальные полуприцепы Grunwald, Schmitz, Wielton, НЕФАЗ.

Надежным партнером стал поставщик кузовных надстроек — компания KH-Kipper. Чаще других на шасси Scania встречается односторонний кузов модели W1MV с большим козырьком. Его назначение — перевозка металлической руды, известняка, песчаника, а с дополнительной футеровкой — также кварцита и гранита. После специальной подготовки и применения стали Toolox кузов пригоден для транспортировки горячего шлака температурой до 500 °С. Партнерами при застройке шасси Scania самосвальными кузовами выступают также Wielton и «Бецема»