Краснодарский край
Авторизованные дилерские центры Scania

Формируя будущее отрасли

Какой вид примет транспортная отрасль завтра? Возможно, ответ на этот вопрос дадут ученые Лаборатории комплексных транспортных исследований (ITRL) при Королевском технологическом институте KTH в Стокгольме.

Для стороннего наблюдателя место базирования лаборатории ITRL выглядит весьма странно — как простой гараж в пригороде Стокгольма. Но за дверями этого непритязательного здания находится высокотехнологичная исследовательская площадка, на которой ведется активная научная деятельность. Внутри по будущим дорожным полосам движутся модели грузовиков, и везде слышны негромкие разговоры о текущих проектах. Именно здесь разрабатывают и тестируют концепции транспортных решений завтрашнего дня.

Лаборатория ITRL является совместной инициативой Института КТН и Scania. Она объединяет исследователей из различных областей для работы в тесном контакте с бизнес-сообществом и проведения исследований, которые могли бы решить связанные с транспортом глобальные экологические проблемы. В 2014 году Scania стала основным источником финансирования ITRL, и проекты, которые до этого в целом касались транспортных средств, были переориентированы на решение серьезных проблем современного общества.

Целостный взгляд на транспортную систему

Ульф Седер (Ulf Ceder), старший менеджер отдела поддержки исследований и разработок Scania, руководит созданием будущих транспортных решений. «Харальд Луданек, руководитель отдела исследований и разработок компании Scania, видит большие перспективы в переносе центра внимания ITRL на системные решения, — говорит Седер. — Scania придерживается целостного взгляда на развитие транспортной системы, в которой различные виды транспорта, инфраструктура, деятельность законодателей и бизнес-модели — все связаны друг с другом. Мы не можем создать такие решения только своими силами, но можем сделать это в сотрудничестве с заказчиками, городами и другими партнерами».

С тех пор лаборатория добилась значительного прогресса, и шесть месяцев назад шведский телекоммуникационный гигант Ericsson также решил стать партнером ITRL. Scania и Ericsson совместно планируют вложить в развитие лаборатории 7,5 млн евро в течение семи лет. Институт КТН и другие инвесторы сделают эквивалентные капиталовложения.

Петер Георен (Peter Georén), глава ITRL: «Через семь лет мы станем важнейшей в Европе платформой транспортных исследований на основе системного подхода. Мы планируем реализовать комплекс проектов на сумму 20 миллионов евро и принять под свою крыло около 400 исследователей в сфере транспортных решений института КТН».

Исследовательская деятельность KTH в настоящее время концентрируется вокруг четырех разных научно-исследовательских программ: эффективные грузовые перевозки в городских условиях, автоматизация и мультимодальные грузовые перевозки, автоматизация общественного транспорта и следующее поколение легковых автомобилей.

Необходимы долгосрочные стратегии

Внутригородские транспортные операции — одна из самых актуальных проблем для всех стран мира. Количество автомобилей на дорогах неуклонно растет. По прогнозам, к 2030 году это число превысит отметку в два миллиарда. Это прямое следствие глобальной урбанизации. По оценкам ООН, к 2050 году более 20% населения мира будет жить в городах. В результате необходимы новые, долгосрочные стратегии, которые обеспечат неизменную целостность системы. Scania рассматривает сотрудничество с ITRL как центральный элемент в поиске новых решений.

Объясняет Ульф Седер: «Города в основном ищут решения, способные снизить все более крупные затраты по устранению последствий перегруженности. Поэтому идея Scania состоит не в том, чтобы продавать еще больше грузовиков. Мы должны предлагать городам правильные решения для их проблем. С нашей стороны, это подразумевает иной, более сложный подход к ведению бизнеса с привлечением других участников».

Седер продолжает: «Среди проблем, с которыми мы сегодня сталкиваемся, это колоссальный объем отходов, порождаемый транспортной системой. Это также неполная загрузка транспорта и неэффективное использование возможностей инфраструктуры. Проблему такого масштаба мы не можем решить сами, но в сотрудничестве с другими заинтересованными сторонами наши знания в области логистических потоков и модульный подход принесут пользу как Scania, так и обществу. Это важная часть нашей работы в области устойчивого развития».

«Scania станет лидером устойчивой транспортной отрасли»

Когда научные круги, обладающие необходимыми знаниями, мир корпораций, стремящийся к прибыльности бизнеса, и общество со списком потребностей объединят усилия, чтобы построить решения для общих проблем, то результаты могут иметь чрезвычайно большой потенциал. Взаимодополняющий опыт в транспортном секторе компаний Scania и Ericsson и появление технологии сетей пятого поколения позволяют создать уникальный испытательный полигон.

«Scania станет лидером устойчивой транспортной отрасли, и мы достигнем этой цели, если будем активно действовать, — говорит Ульф Седер. — Мы можем внести свой вклад в виде знаний и решений, которые обеспечивают необходимые условия для улучшения состояния окружающей среды, повышения эффективности транспорта, а также создания новых бизнес-возможностей для нас, как компании. Это обоюдовыгодная ситуация».

ОТДЕЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И ПРОЕКТЫ

Проект Connected Mobility Arena (CMA), Стокгольм

Исследуя возможности интеллектуальных транспортных услуг, поставляемых посредством сетевых технологий, Scania, КТН, Ericsson и власти Стокгольма ведут совместную работу над этим проектом, связанным с автоматизацией услуг доставки товаров и общественного транспорта. В районе Чиста, пригороде Стокгольма, идет строительство испытательной площадки, для которой компания Ericsson обеспечивает полное покрытие сетью 5G.

Планируется протестировать транспортные средства с тремя различными уровнями автоматизации, в том числе тяжелую грузовую технику и автобусы для использования в городских пассажирских перевозках. Автомобилями первого уровня управляют водители, и их работа становится более эффективной за счет оперативной информации, получаемой в режиме реального времени. Такие данные могут относиться к текущим уровням доступности или точно сообщать, когда необходимо забирать товары или пассажиров. Цель состоит не только в том, чтобы обеспечить высокую производительность на всех уровнях, но и предложить индивидуализированное обслуживание, а также снизить воздействие на окружающую среду.

В рамках проекта также исследуют полуавтоматические транспортные средства, функционирующие самостоятельно, но их действия контролируются на месте или дистанционно оператором-человеком. Последний уровень включает в себя испытания полностью автоматизированных автомобилей, управляемых программным обеспечением. В настоящее время действуют правовые ограничения на использование автоматизированного транспорта на дорогах общего пользования, но в 2016 году Scania начнет тестирование самоуправляемых автомобилей на закрытых площадках, таких как технологические участки рудников.

Проект Off-peak, Стокгольм

Off-peak — финансируемый из внешних источников (FFI) совместный проект, в том числе с участием института KTH, властей Стокгольма, компаний Scania, Lidl, Martin & Servera и Svebol Logistics (в настоящее время Bring). Проект в первую очередь направлен на изучение перспективности внутригородских грузоперевозок в ночное время для повышения эффективности транспорта, создания новых бизнес-моделей и городского планирования.

«Город Стокгольм дал нам специальное разрешение и снял запрет на движение грузового транспорта в центральных районах города с 22.00 до 06.00. Благодаря этому мы можем выполнять тихие развозные операции в ночное время, исследуя их возможности», — говорит Ульф Седер, старший менеджер отдела поддержки исследований и разработок Scania.

Первые результаты в рамках проектов показывают, что эффективность и степень использования автотранспорта резко возрастают, но при этом во время рейсов водители меньше подвергаются стрессовым нагрузкам.