Продажа, Обслуживание, Ремонт

Начало славного пути

Начало славного пути
Свой путь в России компания Scania начала с поставок в 1907–1909 гг. легковых автомобилей и стационарных двигателей для компании братьев Нобель.

1907–1909 ГГ.

Свой путь в России компания Scania начала с поставок в 1907–1909 гг. легковых автомобилей и стационарных двигателей для компании братьев Нобель.
И вот что интересно. Обладая исключительными правами на производство и продажу дизельных двигателей по лицензии, купленной у Р. Дизеля еще в конце XIX века, на своих нефтяных промыслах в Баку для привода буровых станков братья использовали более компактные и транспортабельные бензиновые двигатели Scania.
Покупку осуществлял главный инженер компании Эсберг через Санкт-Петербургское представительство «Урало-Каспийской нефтяной компании».

1910 Г.

В историю компании Scania 1910 г. вошел продажей в Россию первого грузового автомобиля. В тот год компания выпустила всего 4 грузовых автомобиля, и один из них был экспортирован в Россию – это была первая экспортная поставка грузовика Scania.

Для Управления городских железных дорог Санкт-Петербурга была закуплена мобильная мастерская для обслуживания трамвайной контактной электрической сети на шасси грузовика Scania Il с двигателем мощностью 24 л. с. грузоподъемностью 3,5 т, с подъемной вышкой и поворотной платформой, рассчитанной на трех человек.

Привод подъема вышки и поворота платформы был ручным. Опыт ее эксплуатации оказался настолько удачным, что в 1911 г. трамвайщики закупили еще один автомобиль аварийной службы, теперь уже марки Scania-Vabis. Новая автома- стерская значительно отличалась от предыдущей машины – каркас вышки, выдвижная часть и рабочая платформа стали стальными сварными, привод подъема – зубчатым вместо тросового. Обычно обе машины работали в паре. Одна предназначалась для текущего обслуживания, вторая – для ремонта и замены оборванных проводов и была снабжена специальным креплением для запасных проводов и поддерживающих тросов. Автолестницы даже попали на страницы «Санкт-Петербургских ведомостей» – их работу по ликвидации аварии на Невском проспекте увековечил легендарный фотограф К. Булла.

В октябре 1913 г. было принято решение о закупке еще двух машин, которые отличалась от первых двух утепленными «будками» для ремонтников. Пока не установлено достоверно, попали ли они в Санкт-Петербург, но одна точно была собрана – ее описание вошло в рекламный проспект, а в фотоархиве компании Scania сохранились ее фотографии.

Ремонтные мастерские на шасси автомобилей Scania и Scania-Vabis пришли на смену машинам на шасси Delage и Idelson, от применения которых Управление городских электрических дорог отказалось после года пробной эксплуатации.

В августе 1912 г. для Петербургского водопровода был закуплен автомобиль Scania-Vabis BLa, оборудованный перекачивающим насосом и заборными шлангами. Общее количество машин из Сёдертелье и Мальмё, работавших в российской столице, достигло трех, а за Scania-Vabis закрепился авторитет поставщика специальных автомобилей различного назначения.

Большую роль в развитии экспорта в Россию сыграл Эрик Хедлунд, ставший еще в 1911 г. дилером и исключительным агентом компании Scania-Vabis на территории России. Автомобили он продавал дистанционно, офис находился в Стокгольме на улице Старефлан, д. 4, 1-й этаж. Все первые автомобили Scania и Scania-Vabis были закуплены через Э. Хедлунда, им же, в частности, поставлен грузовой автомобиль компании Kaleva AB в столицу Великого княжества Финляндского – Хельсинки.

Автолестницы даже попали на страницы «Санкт-Петербургских ведомостей» – их работу по ликвидации аварии на Невском проспекте увековечил легендарный фотограф К. Булла. В октябре 1913 г. было принято решение о закупке еще двух машин, которые отличалась от первых двух утепленными «будками» для ремонтников.

Свой путь в России компания Scania начала с поставок в 1907–1909 гг. легковых автомобилей и стационарных двигателей для компании братьев Нобель.

Первая сервисная мастерская Scania в России

8 апреля 1913 г. в Санкт-Петербурге был зарегистрирован торговый дом «С. С. Глезмер и Т. Н. Ланделиус»

Новый этап в истории марки Scania/Scania-Vabis в России начался 8 апреля 1913 г., когда в Санкт-Петербурге был зарегистрирован торговый дом «С. С. Глезмер и Т. Н. Ланделиус» с размером капитала 20 тыс. руб., входивший в концерн «Автогруз». Регистрационная запись под № 1903 внесена в официальное издание Министерства торговли и промышленности России «Сборник сведений о действующих в России торговых домах (Товариществах полных и на вере)» на странице 148. Сфера деятельности «полного товарищества на вере» – эксплуатация грузовых автомобилей, район операций – Санкт-Петербург, срок действия не ограничивался. При регистрации был указан адрес конторы: Александринская площадь, д. 5.

Гараж и мастерская находились на Николаевской ул., д. 14. Владельцами торгового дома являлись российский дворянин Станислав Станиславович Глезмер и шведский подданный Торстен Николаевич Ланделиус. У Т. Ланделиуса уже был опыт продажи шведских грузовых автомобилей Tidaholm.

С. С. Глезмер «принес» в торговый дом большие связи в деловом мире, доставшиеся ему от отца Cтанислава Петровича Глезмера – крупнейшего российского промышленника, депутата Государственной думы нескольких созывов, основателя Промышленной партии.

Чаще всего торговый дом предлагал российским заказчикам две модели Cla и Fla.

Торговый дом «С. С. Глезмер и Т. Н. Ланделиус» вошел в «Автомобильный справочник Санкт-Петербурга» за 1913–1914 гг. (выпуск 4), изданный А. М. Пашкевичем. В нем же впервые была опубликована реклама торгового дома «С. С. Глезмер и Т. Н. Ланделиус».

В мае 1913 г. на IV Международной автомобильной выставке в Санкт-Петербурге торговый дом «С. С. Глезмер и Т. Н. Ланделиус» представил на стенде № 159-b самосвал Scania-Vabis FLa грузоподъемностью 5 т при полной массе 9 т, оснащенный четырехцилиндровым двигателем 45/50 HP. Примечательно, что страница, посвященная этому автомобилю, открывается словами: «Грузовики Сканиа-Вабисъ мало известны у нас в России...»

9 Января 1914 года начало работы сборочного комплекса Scania-Vabis в России.

9 Января 1914 года начало работы сборочного комплекса Scania-Vabis в России.

В 1914 г. на Петроградской стороне, во дворе дома 21 на углу Малой Дворянской и Малой Посадской улиц были открыты автомобильные ремонтные мастерские «С. С. Глезмер и К°», для которых использовали здание гаража и автомастерских известного фабриканта Гофмана. В конце того же года торговый дом «С. С. Глезмер и К°» обратился с ходатайством в Отдел выдачи разрешений на открытие торгово-промышленных заведений Санкт-Петербургской городской управы о произведении осмотра оборудованных производственных помещений.

3 января 1914 г. в течение двух с половиной часов особая комиссия под председательством фабричного инспектора И. И. Тимофеева занималась осмотром «автомобильно-ремонтной мастерской и гаража, устроенного ТД «С. С. Глезмер и К°», на основании которого 9 января 1914 г. было выдано разрешение на работу мастерской. Эту дату можно считать началом работы сборочного комплекса Scania-Vabis в России.

Работа торгового дома «Глезмер и К°» и мастерской была тесно связана с судьбой самого владельца, который вскоре стал несостоятельным должником и скрывался от кредиторов. 3 апреля 1914 г. С. С. Глезмер занял у инженера Путей сообщения С. М. Ждан-Пушкина три тысячи рублей сроком на 1 год до 3 апреля 1915 г. «в залог собственно мне принадлежащего движимого имущества, находящегося в С.-Петербурге, Спасской части, по Александринской площади, № 5», заключавшегося в четырех автомобилях за № 13127, 13157, 13178 и 455, которым был грузовой автомобиль Scania-Vabis. В срок деньги уплачены не были, кредитор подал в суд.

Дело подлежало рассмотрению в Петроградском окружном суде, но должник не явился: в мае 1915 г. он уехал в Ригу и больше в Россию не возвращался.

9 Января 1914 года начало работы сборочного комплекса Scania-Vabis в России.

9 Января 1914 года начало работы сборочного комплекса Scania-Vabis в России.

Переход мастерских 31 декабря 1914 г. торгового дома «Глезмер и К°» в собственность компании Scania-Vabis в статусе дочерней компании был результатом возмещения С. М. Ждан-Пушкину потерь по долгам С. С. Глезмера.

К этому времени автомобили Scania-Vabis были достаточно известны в России. Недаром российский автомобильный писатель Н. Г. Кузнецов включил их описание в «Автомобильный календарь-справочник» за 1915 г. в разделе «Спецификацiя автомобилей наиболъе извъстных марокъ».

Переход мастерских 31 декабря 1914 г. торгового дома «Глезмер и К°» в собственность компании Scania-Vabis в статусе дочерней компании был результатом возмещения С. М. Ждан-Пушкину потерь по долгам С. С. Глезмера. Управляющим директором стал Э. Хедлунд.

В адресных книгах «Весь Санкт-Петербург» за 1916 и 1917 гг. Т. Н. Ланделиус значится как доверенный акционерного общества завода «Скания-Вабисъ», а затем директор отделения.

Первая мировая война заставила перейти мастерские от сборки автомобилей Scania-Vabis к выполнению заказов Военного министерства.

19 сентября 1915 г. в Военно-походную канцелярию его императорского величества Николая II от Петроградского градоначальника поступил «Список промышленных заведений гор. Петрограда, изготовляющих предметы государственной обороны для нужд армии и фронта», в котором значатся автомобильные мастерские Акционерного общества «Скания-Вабисъ».

По соглашению с Управлением авторемонтных заводов в ней была организована сборка и ремонт грузовых автомобилей различных марок для Первой автомобильной роты. Автомобили Scania и Scania-Vabis продавались в России не только торговым домом «С. С. Глезмер и К°»: они поступали в Финляндию, минуя Санкт-Петербург. В российских архивах сведений об этих операциях нет, предоставили их финские коллеги: главный редактор журнала Mobilisti Ян Эквист и ведущий историк коммерческого транспорта Финляндии Оле Бломберг.

ПЕРВАЯ ПОСТАВКА ПОЖАРНОГО АВТОМОБИЛЯ SCANIA ДЛЯ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ 1916 Г.

Пожарная машина на шасси Scania- Vabis, оснащенная лестницей и насосом.

ПОЖАРНАЯ МАШИНА SCANIA-VABIS

ПОЖАРНАЯ МАШИНА SCANIA-VABIS

Фото 1916 г

ПОЖАРНАЯ МАШИНА SCANIA-VABIS

ПОЖАРНАЯ МАШИНА SCANIA-VABIS

Наши дни

В Финляндии успешно работала компания A. B. Walfrid Alftan O. Y. Именно через нее в 1913 г. был впервые напрямую закуплен грузовой автомобиль Scania-Vabis ELa грузоподъемностью 4 т выпуска 1912 г. для транспортной компании г. Юхансона, в 1914 г. он был реквизирован для нужд российской армии. В 1916 г. через эту же компанию в Хельсинки в качестве дара Управления пожарной охраны Стокгольма поступила машина на шасси Scania-Vabis, оснащенная лестницей и насосом.

История автомобиля настолько интересна, что на ней стоит остановиться отдельно. В соответствии со шведскими законами автомобили поставлялись на экспорт без колес в связи с высокой стоимостью резины в Швеции. Колеса на сплошной цельнолитой резине автомобилю подобрали в Финляндии только через год. Водителем машины назначили Эйно Яале, который проработал на ней всю жизнь вплоть до передачи машины в музей! Это был один из лучших пожарных автомобилей того времени. Мощность четырехцилиндрового бензинового двигателя 60 л. с., максимальная скорость 45 км/час, расчет – до 15 человек, ротационно-поршневой насос немецкого производства мощностью 1 500 л/мин. В двадцатых годах сплошные шины заменили пневматическими. В 1933 г. (а последний раз ветеран участвовал в тушении пожара в конце сороковых годов!) на машине поменяли двигатель, установив 100-сильный шестицилиндровый мотор 1561.

Сегодня этот автомобиль, находящийся на попечении Союза пенсионеров-ветеранов финских пожарных, является старейшим и, соответственно, единственным автомобилем Scania/Scania-Vabis, поставленным в Россию в начале ХХ века! В 1969 г. машина была полностью отреставрирована силами ветеранов пожарной службы Финляндии, у которых ушло на работу 1200 часов. Она регулярно принимает участие в парадах пожарной техники, выезжая на «родных» колесах со сплошными шинами.

В начале 1918 г. буквально накануне предоставления Финляндии независимости, ей был передан еще один дар, на этот раз от Королевской армии Швеции – один грузовик DLa грузоподъемностью 3 т и шесть двухтонных автомобилей CLc, все выпуска 1912 г. Таким образом, напрямую в Финляндию было поставлено 9 автомобилей Scania и Scania-Vabis как минимум четырех моделей, а вместе с автомобилем, проданным Э. Хедлундом, – 10 машин.

В 1910-1913 годах в Санкт-Питербург поступило 2 автомобиля для управления железных дорог Scania-Vabis в России.

В 1910-1913 годах в Санкт-Питербург поступило 2 автомобиля для управления железных дорог

Oдин – для Центральной водопроводной станции, предположительно два (один – подтвержденный) – для концерна «Автогруз» и два (также предположительно) – для завода компании братьев Нобель. С большой долей вероятности можно считать, что показанный на IV Международной автомобильной выставке в Санкт-Петербурге самосвал Scania-Vabis FLa также был продан в России. Вместе с двумя легковыми автомобилями Scania-Vabis FP, закупленными братьями Нобель, парк машин достиг 11 штук.

А сколько из них было собрано в мастерских торгового дома «С. С. Глезмер и Т. Н. Ланделиус»?

Известный советский и российский автомобильный историк Л. М. Шугуров называл цифру «два, максимум три грузовых автомобиля». Если сложить количество указанных в отчете грузовых автомобилей, то данные о поставках в Россию 22-х грузовых автомобилей, опубликованные в шведских источниках, полностью подтверждаются. Если говорить о легковых автомобилях, кроме двух автомобилей, купленных братьями Нобель, один автомобиль Scania-Vabis 2S, реализованная торговым домом «С. С. Глезмер и Т. Н. Ланделиус» в 1913 г.

Скачать брошюру: